3.1 Формы аттестации
-Текущий контроль знаний.
Включает проверку письменных работ (1 теоретический реферат и 3 практических реферата, описывающих психотерапевтическую работу с клиентом, используя понятия гештальт-терапии), получение супервизии на работу с учебным клиентом в малой группе.
-Итоговая аттестация.
Слушатель демонстрирует работу с клиентом (учебным или приглашенным) перед аттестационной комиссией (2 независимых эксперта-тренера, имеющих опыт проведения аттестации гештальт-сессии).
3.2 Примерная тематика рефератов
1. Основные понятия гештальт-терапии: целостность, фигура и фон, «здесь и теперь», переживание, сознавание, саморегуляция.
2. Основные понятия гештальт-терапии: контакт и граница контакта, творческое приспособление, поле «организм - среда», механизмы регуляции границы контакта.
3. Теория контакта в гештальт-терапии.
4. Проблема детерминации поведения человека и понятие границы контакта.
5. Функции self.
6. Фазы контакта. Линейная и циклическая модели.
7. Механизмы прерывания контакта (слияние, интроекция, проекция, ретрофлексия, эготизм).
8. Концепция полярностей в гештальт-терапии. Противоположности и целостность.
9. Работа со сновидениями в гештальт-терапии.
10. Ремесло и творчество в гештальт-терапии. Терапия как творческий процесс.
11. Творческие методы в гештальт-терапии (работа с рисунком, глиной, гримом, движением, голосом).
12. Психотерапия и искусство.
13. Основные принципы первичного психологического консультирования.
14. Сензитивные и фасилитационные навыки консультанта и терапевта.
15. Динамика терапевтической сессии.
3.3.Критерии оценки демонстрационной консультации (Терапевтической сессии)
1. Феноменологическая позиция - умение терапевта использовать наблюдаемые феномены клиента к осознаванию своего индивидуального опыта для поддержки переживания.
2. Ориентация в структуре и динамике терапевтической сессии. Позиция терапевта.
3. Специальные навыки работы в гештальт-подходе:
А. способность терапевта справляться с тревогой в ситуации неопределенности и незнания в ходе терапевтической сессии.
Б. навык конструирования терапевтической гипотезы (на основе феноменов клиента, самого терапевта, характера терапевтических отношений).
В. умение организовать эксперимент (исследование субъективного опыта клиента):
Г. навыки работы с механизмами регуляции границы контакта/механизмами прерывания контакта.
Д. умение поддерживать те или иные self-процессы.
Е. умение работать на границе контакта и умение работать, разворачивая внутренние феномены клиента вовне (работа со сновидениями, полярностями, внутренним диалогом и пр.)
Ж. навык завершения терапевтической сессии - побуждение клиента к ассимиляции полученного опыта (при необходимости).
З. способность терапевта осмыслить и описать проведенную сессию в супервизорской сессии.
4. Диалогическая позиция в терапии и супервизии.
-Текущий контроль знаний.
Включает проверку письменных работ (1 теоретический реферат и 3 практических реферата, описывающих психотерапевтическую работу с клиентом, используя понятия гештальт-терапии), получение супервизии на работу с учебным клиентом в малой группе.
-Итоговая аттестация.
Слушатель демонстрирует работу с клиентом (учебным или приглашенным) перед аттестационной комиссией (2 независимых эксперта-тренера, имеющих опыт проведения аттестации гештальт-сессии).
3.2 Примерная тематика рефератов
1. Основные понятия гештальт-терапии: целостность, фигура и фон, «здесь и теперь», переживание, сознавание, саморегуляция.
2. Основные понятия гештальт-терапии: контакт и граница контакта, творческое приспособление, поле «организм - среда», механизмы регуляции границы контакта.
3. Теория контакта в гештальт-терапии.
4. Проблема детерминации поведения человека и понятие границы контакта.
5. Функции self.
6. Фазы контакта. Линейная и циклическая модели.
7. Механизмы прерывания контакта (слияние, интроекция, проекция, ретрофлексия, эготизм).
8. Концепция полярностей в гештальт-терапии. Противоположности и целостность.
9. Работа со сновидениями в гештальт-терапии.
10. Ремесло и творчество в гештальт-терапии. Терапия как творческий процесс.
11. Творческие методы в гештальт-терапии (работа с рисунком, глиной, гримом, движением, голосом).
12. Психотерапия и искусство.
13. Основные принципы первичного психологического консультирования.
14. Сензитивные и фасилитационные навыки консультанта и терапевта.
15. Динамика терапевтической сессии.
3.3.Критерии оценки демонстрационной консультации (Терапевтической сессии)
1. Феноменологическая позиция - умение терапевта использовать наблюдаемые феномены клиента к осознаванию своего индивидуального опыта для поддержки переживания.
2. Ориентация в структуре и динамике терапевтической сессии. Позиция терапевта.
3. Специальные навыки работы в гештальт-подходе:
А. способность терапевта справляться с тревогой в ситуации неопределенности и незнания в ходе терапевтической сессии.
Б. навык конструирования терапевтической гипотезы (на основе феноменов клиента, самого терапевта, характера терапевтических отношений).
В. умение организовать эксперимент (исследование субъективного опыта клиента):
Г. навыки работы с механизмами регуляции границы контакта/механизмами прерывания контакта.
Д. умение поддерживать те или иные self-процессы.
Е. умение работать на границе контакта и умение работать, разворачивая внутренние феномены клиента вовне (работа со сновидениями, полярностями, внутренним диалогом и пр.)
Ж. навык завершения терапевтической сессии - побуждение клиента к ассимиляции полученного опыта (при необходимости).
З. способность терапевта осмыслить и описать проведенную сессию в супервизорской сессии.
4. Диалогическая позиция в терапии и супервизии.